С 25 по 31 июля 2010 года в городе Светлогорске Калининградской области состоится очередной VII кинофестиваль "Балтийские дебюты".
Конкурсная программа кинофестиваля предоставит участникам и гостям уникальную возможность познакомиться с новыми работами начинающих режиссеров из Германии, Польши, Норвегии, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, России, Швеции, Дании, Норвегии.
К участию в конкурсной программе кинофестиваля отобраны художественные фильмы режиссеров-дебютантов из стран Балтийского региона и Северной Европы. Программа фестиваля находится в стадии формирования. Десять фильмов будут бороться за три основных приза кинофестиваля.
Но уже сегодня можно назвать имя одного из членов жюри - легендарной Мэри Поппинс - Натальи Андрейченко. Она с большим удовольствием приняла приглашение оргкомитета фестиваля. Во время своего пребывания на фестивале Наталья предполагает провести мастер-класс с молодыми кинематографистами, свой творческий вечер для гостей и участников фестиваля с ретроспективой легендарного фильма "Мэри Поппинс".
Еще одной "краской фестиваля" будет специальный показ фильма "Белая Медведица" с участием в главной роли Абсолютной чемпионки Мира по боксу Натальи Рагозиной. Кроме участия в премьере фильма Наталья проведет со спортсменами города мастер-класс и "Зарядку с чемпионкой".
Во внеконкурсной программе фильмов "Российские премьеры" состоится показ фильма "Мужчина в моей голове" режиссера Алексея Пиманова; в главной роли Ольга Погодина.
Уважаемые коллеги! Продюсер фестиваля Андрей Малышев с радостью ответит на все ваши вопросы, связанные с VII кинофестивалем "Балтийские дебюты".
По всем вопросам просьба обращаться к Татьяне Трубниковой 89166912426 trubnikova2k@mail.ru, Ирине Тагинцевой 89055415301 t.irina@inbox.ru
Интервью Андрея Малышева.
Потихоньку начинаем собирать то, что успели разрушить, разворовать и просто пустить по миру.
Перестройка оказалась поворотным моментом не только в политической, но и в культурной жизни страны. Движимые тяжёлыми экономическими условиями, жаждой перемен в общественной жизни, надеждой на новое <<светлое будущее>> или <<новый политический курс>>, беспощадным и, скорее всего именно поэтому, бессмысленным бунтом в 90-е люди старалась оставить в прошлом всё, ассоциировавшееся с Советской эпохой, так же как поступали в 17-м году со всем, что перекликалось с Россией Имперской - то есть, без разделения на плохое и хорошее. В результате вместе с устаревшими и неэффективными системами управления, оказались низвергнуты и инструменты необходимые каждому развитому государству. Особенно, к сожалению, это касается механизмов некогда сплачивавших, и достаточно плодотворно, огромную страну культурно. Наравне с системами подавления, цензуры и тотального контроля, канули в лету общегосударственные программы поддержки отечественных талантов, методы их отбора, отложенные конкурсные мероприятия, да и просто огромная часть культурного и творческого наследия. Сейчас же, становится всё очевиднее, что разрушив всё до основания, мы около 70% собственных усилий тратим на то, чтобы что-то восстановить О том, как что именно происходило и какие возможные решения будут предложены в дальнейшем, рассказал руководитель Государственной концертной компании <<Содружество>> и Член гильдии продюсеров России - Андрей Малышев, пожалуй, один из немногих российских кино-производителей, имеющих кандидатскую степень по экономике. Кинопроизводством Андрей Владимирович занимается с 2001 года, а, начиная с 2004-го ещё и продюсирует самый западный кинофестиваль России <<Балтийские дебюты>>, который вот уже шесть лет собирает в городе Светлогорске Калининградской области дебютантов и профессионалов российского и прибалтийского кино. А на посту руководителя российской государственной компании <<Содружество>> занимается восстановлением, в советское время престижнейшего, международного состязания в области классического музыкального исполнительного искусства, <<Конкурса им. П.И. Чайковского>>, и системы общегосударственного поиска, отбора и поддержки молодых отечественных дарований сфер классического и народного исполнения <<Всероссийского музыкального конкурса>>. Однако, увлечение классической музыкой Андрея Владимировича носит не случайный характер. Его отец является доктором искусствоведения и, ответственное отношение к культуре наверняка было привито ещё семейными традициями. Так же личным проектом Андрея Владимировича в этой области, осуществляемым совместно с блестящим музыкантом Борисом Андриановым и при поддержке Министерства Культуры, является организация туров и мастер - классов молодых, но уже известных исполнителей классической музыки в регионах страны - <<Поколение звезд>>. В 2009 году этот проект получил премию Правительства России. Поэтому о том, что происходило, предпринимается и планируется осуществить в сфере музыкальной отечественной культуры и государственном участии в её развитии сам Малышев Андрей знает не понаслышке. Своё повествование о готовящихся и уже воплощенных шагах в области музыкального искусства Андрей Малышев начал с краткого экскурса в историю. Существовала в СССР такая организация Союзконцерт и занималась она всеми концертными мероприятиями страны, включая Всесоюзный музыкальный конкурс и международный музыкальный конкурс им П.И. Чайковского. Победы в одной из четырёх дисциплин последнего: фортепьяно, скрипка, виолончель или сольное пение было достаточно, чтобы обрести мировую славу и называться Великим Исполнителем пожизненно. В разное время на нём побеждали Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Джон Огдон, Михаил Плетнев, Борис Гутников, Владимир Спиваков, и в биографии каждого победа на конкурсе Чайковского значится поворотным моментом в жизни и взлётом карьеры. Наверняка, Союзконцерт было в чём упрекнуть, поскольку без его ведома и положительного отзыва советскому музыканту невозможно было и чихнуть. Но отменить тот факт, что эта организация создавала и поддерживала славу Советского государства, как Мировой Музыкальной Державы нельзя. Ну и вместо того, чтобы просто упразднить его республиканские отделения и надзорные функции, он был до основания разрушен, переориентирован, модернизирован и с появлением небольших частных компаний, практически полностью утерян. Организацией конкурса им. П.И. Чайковского стали заниматься каждый раз разные и, создаваемые перед самим мероприятием, специальные дирекции, в результате чего одним из трёх главных мировых конкурсов он считаться перестал. А уж Всесоюзный музыкальный конкурс, дававший дорогу молодым исполнителям, просто прекратил своё существование. Условно говоря, с полным правом назваться лучшим в стране, молодому музыканту всё это время было нельзя,-такого конкурса вообще не было. Прошло 18 лет. Признали, что так совсем плохо. И с подачи, принадлежащих уже новому поколению, руководителей правопреемника Союзконцерта, Российской государственной концертной компании <<Содружество>>, и Минкультуры решили сделать обратно, как было: организацию главного музыкального конкурса страны отдать одной, центральной государственной концертной компании, попытаться возродить его и её статус и восстановить единственный Всероссийский музыкальный конкурс.
А.М.: <<Примерно четыре года назад стало очевидно, что Государственная концертная компания, всё же необходима каждой стране. Таковая в России только одна - <<Содружество>>. Потом, наконец-то в стране стали появляться средства и для культуры, проще говоря, их стало вообще возможно находить и на неё тратить. Поэтому четыре года назад <<Содружество>> стало понемногу оживать и участвовать в более масштабных акциях, вроде <<Дней Российской культуры в других странах>> Иран, Вьетнам, Польша и так далее....Два года назад у нас сменился кадровый состав на более молодой и энергичный, в несколько раз повысился объём средств выделяемых Министерством культуры и в общем и целом компания стала готова к выполнению каких-то более серьезных задач>> Появилась возможность для организации широких гастрольных программ для классических, джазовых и фольклорных исполнителей, чего тоже не делалось уже давно. То есть существовали только отдельные точечные выезды, и если проводились не за счёт государства, конечно, становились малодоступными для населения. Ну а частные компании, естественно, занимались и занимаются только высоко-прибыльными и массовыми жанрами. А.М: <<Эстрада, как таковая, теперь не существует, а попсу, хоть она и называется культурой массовой, на мой взгляд, к культуре отнести вообще сложно. Сейчас после проведения гастрольных туров, и уже наглядно видя жизнь талантливых молодых музыкантов изнутри, необходимость единственного и признанного главным конкурсом в стране, позволявшего бы исполнителям заявить о себе и построить карьеру, стала абсолютно очевидна. Таким конкурсом Министерство Культуры РФ решило сделать, некогда именовавшимся Всесоюзным, <<Всероссийский музыкальный конкурс>>, который охватит все 8 регионов Российской Федерации и 14 сфер классического и национального исполнительного искусства>> В Советское время этот конкурс проводился поочередно в каждой из республик с финалом в Москве. Теперь участие в нём разрешено только гражданам РФ, но, в общем и целом, структура и масштабы по отношению к территории нынешнего государства полностью сохранены. А.М.: <<В прошлом году правительство приняло решение о проведении Всероссийского музыкального конкурса и выделило нам для этого достаточное финансирование. В этом году он состоится в восьми федеральных округах по классам фортепьяно, скрипка, виолончель и вокал. В последующие годы, а этот конкурс будет ежегодным, пройдет отбор духовых инструментов, деревянных, медных, дирижирования, как симфоническим оркестром, так и народны>> Сейчас более или менее серьезного конкурса для дирижёров в России, кстати, не существует в принципе. Также появится конкурсный отбор по классу органа. Финал каждого года будет проводиться в Москве. А.М.: <<Всероссийский конкурс будет проводиться в преддверии конкурса Чайковского, как и было в советские времена. Их программы идентичны: те же самые произведения, те же самые композиторы. И те, кто выигрывают на этом конкурсе, помимо весомых денежных премий и званий, получают базу в виде осознания того факта, что с этой программой они уже выигрывали, и далее имеют год для того, чтобы эту программу ещё более отшлифовать и принять участие уже в конкурсе международном>> Конкурс им. П.И. Чайковского пройдет в 2011 году. По решению оргкомитета конкурса, в тесном контакте с нами, как с дирекцией конкурса, будет работать Ричард Радзинский, руководитель конкурса Ван Клиберна в Америке. И мы вместе будем делать всё для возвращения легендарному конкурсу Чайковского его мирового статуса>> В последние годы конкурс заметно потерялся в мире и к нему проявляется значительно меньше доверия. Он всегда проводился один раз в четыре года, однако после кризиса 1998 финансовые проблемы и общий упадок в государстве заставил сдвинуть расписание на один год. Естественно на волне снижения общей веры мирового сообщества в Россию, годовое опоздание в проведении конкурса, объявлявшего себя одним из престижнейших в мире, существенно подорвало его значимость. А.М.:<<В предстоящем конкурсе мы предусмотрели несколько нововведений. Жюри будет составлять не профессура, а концертирующие исполнители, что заметно изменит критерии оценки. Планируем, проведение широкомасштабных международных пиар-кампаний, в которых участвуют специализированные и многопрофильные СМИ, уже сейчас насчитывается более двух тысяч изданий с мировым именем. Также создаётся список из огромного количества адресатов для направления информации и приглашений. Это консерватории, училища, школы,- всё, что может соответствовать уровню мероприятия. И, конечно, мы и Министерство культуры очень надеемся на возвращение, в общем, не так давно существовавшего, престижнейшего статуса этого конкурса в мире. С советского времени России достались три крупных культурных международных акции: это - Московский кинофестиваль, конкурс артистов балета и хореографов и конкурс Чайковского. Вот конкурс артистов балета и хореографов и конкурс Чайковского проводит наша организация, и, это, конечно, большое доверие и ответственность. Мы также придаем большое значение популяризации классической музыки. Мной и Борисом Андриановым разработан проект <<Поколение звезд>>. Он позволит наслаждаться качественным классическим и джазовым исполнением во всех уголках нашей страны>> В турне <<Поколение звезд>> принимают участие два-три концертирующих исполнителя с уже известным именем и три-четыре молодых музыканта, которые заканчивают консерваторию или уже закончили её, но пока ещё не принимавшие активного участия в концертной деятельности. А.М.: <<Мы прекрасно понимаем, что крупные города уже переполнены культурой совершенно разных направлений, поэтому своей целью выбрали областные центры и районные города. В каждом из них есть музыкальная школа и в ней учатся дети, большинство из которых могут слышать высококачественное исполнение только в записи. Так вот, благодаря <<Поколению звезд>>, в самых отдаленных регионах, где практически нет культурной жизни, а уж от классической музыки и джаза население практически полностью отстранено, мы делаем бесплатные концерты и мастер-классы для учеников музыкальных школ. Помимо всего прочего, этот проект даёт и самим молодым исполнителям определённую путевку в жизнь, они пробуют себя в концертной деятельности, на сцене>> <<Поколение звезд>> проходит уже в течение трёх лет и за это время у проекта появились преданные поклонники. А.М.: <<Как-то мы приехали в Кисловодск, где находится одна из трёх федеральных филармоний и оказались настолько востребованы, что нас попросили присутствовать там ежегодно. Теперь каждый год Кисловодск, Пятигорск, Минводы, Ессентуки и, в принципе, практически все города этого региона входят в нашу гастрольную программу>>
Интересно, что продюсируемый Андреем Малышевым кинофестиваль <<Балтийские дебюты>> также основным своим направлением обозначает поддержку дебютантов, правда уже бывших наших соотечественников - граждан стран Балтии. Помимо Латвии, Эстонии, Литвы и России в кинофестивале принимают участие ещё и такие страны, как Польша, Германия, Финляндия, Норвегия и Швеция. А.М.: <<Как такового, строго ограниченного, географического охвата у фестиваля нет, поскольку он организовывается не на государственном уровне, а благодаря контактам с нашими западными коллегами и товарищами. В один год в Латвии не вышло ни одного нового фильма и, конечно, она не могла принимать участие в конкурсе. Поскольку <<Балтийские дебюты>> являются единственным кинофестивалем, своей направленностью обозначающим дебютное балтийское кино, молодые режиссёры всегда полны желания на нём показаться. Обязательным и бессменным членом в <<Балтийских дебютах>> является Россия. Из нашей страны на фестиваль регулярно приезжают несколько звёзд и мастодонтов отечественного кинематографа>>. Огромным успехом в Светлогорске всегда пользуется внеконкурсная программа <<Российская премьера, состоящая из новых, но уже получивших признание отечественных фильмов. Так же традиционно проводится ретроспектива фильмов из собрания Госфильмофонда России с открытым бесплатным входом. А.М.: <<В какой-то год мы привозили спектакль. Сейчас уже традиционной стала программа анимационных фильмов для детей, которая так же бесплатна и пользуется большой популярностью. Есть такой Суздальский кинофестиваль, вот он нам с ней и помогает. Эта программа состоит из современной детской анимации, но не пошлой и грубой, а нормальных детских мультиков. Их почему-то не показывают ни на телевидении, ни в кинотеатрах, и я считаю, что это огромная какая-то драма потому, что многие сейчас думают, что российская мультипликация исчезла вместе с Союзмультфильмом, а на самом деле у нас производится огромное количество совершенно прекрасных, талантливых мультиков. Дети, конечно, со всей области съезжаются из детских садов, школ, детских домов и они с большим интересом смотрят наши программы>>. На вопрос о том, что же нам нужно сделать для того, чтобы отечественное кино было интересно международному зрителю, продюсер Андрей Малышев отвечает, что его нужно просто лучше продвигать за границей. А.М.: <<Мы же совсем не поддерживаем за границей наше кино. Люди ведь идут часто на фильм только из-за имён режиссеров и актёров. А наших соотечественников хорошо знают на Западе? Единицы. Зритель приходит в кинотеатр и, конечно, выбирает фильм со знакомыми и любимыми кинозвездами. Для того чтобы было больше качественных фильмов, нужно больше производить. Из американских фильмов в кинотеатрах мы видим около 10% от общего количества, а оставшиеся 90%, поверьте, международного зрителя так же вряд ли заинтересуют. Российским фильмам нужна поддержка в прокате и рекламе. Сегодня в России фильм становится выгоднее продавать на телеканалы, а не выпускать в прокат. Без проката средств для развития кино не будет, а государственные деньги, которые не нужно возвращать государству, часто развращают производителей. Думаю, вся проблема в системе, не в отсутствии талантов. Их у нас много>>