СОЛЯНКА ВПА [пространства Шоколад, Перец и `Соль' имени Бориса Павлова]
пресс-показ 25 ноября | 19.00 аккредитация прессы для получения пресс-пакета: +7 916 807 21 26, sentmsg?compose&To=avdeevanatalya@gmail.com - Наталья Авдеева
официальное открытие 25 ноября | 20.00
выставка открыта 25 ноября -- 3 декабря 2010 галерея работает со вторника по воскресенье с 12.00 до 20.00, а каждую пятницу - с полудня до полуночи
выставка открыта 25 ноября -- 3 декабря 2010 Галерея работает со вторника по воскресенье с 12.00 до 20.00, каждую пятницу - с полудня до полуночи
Программа мероприятий выставки Парижского Осеннего Салона в Москве
25 ноября | 19.00 - Jazz-Next (концерт) 25 ноября | 19.00 - Пресс-показ выставки 25 ноября | 20.00 - Официальное открытие выставки
26 ноября | 18.30 - Встреча с режиссером Григорием Амнуэлем и показ его фильма <<Портрет любви>> 26 ноября | 22.00 - Перформанс в стиле New Burlesque <<Моя кукла, ее зовут Зое>>
2 декабря | 19.00 - FABRI ARTES (концерт)
Парижский Осенний Салон в Москве живопись, графика, скульптура <<Осенний Салон, вероятно, исполняет свою миссию и играет свою важную роль в Истории, если отражается в нем мятущаяся душа современного человека, если объединяет он животворную силу новаторов в искусстве, и если зрелые мастера, добившиеся успеха, не отгораживаются от молодых, передавая им право вершить судьбы искусства>>. Роже Маркс <<Предисловие к каталогу Осеннего Салона>> октябрь 1906 года.
В 1906 году, когда в живописи завоевывает признание фовизм, закладываются основы подлинного сотрудничества между Осенним Салоном и Россией. Участие в выставках Салона Василия Кандинского (с 1904года) и Алексея Явленского (1905 г.) было лишь первым шагом к широкому участию в них русских художников. А 5 октября 1906 года произошло сенсационное событие: в Гран Пале Осенний Салон с большой пышностью и торжественностью представил <<Выставку Русского Искусства>>, наряду с ретроспективой творчества Гогена - 227 работ!! Успех был огромен. Публика с восторгом приняла русских художников. Выставка, организованная художником Франсисом Журденом, сыном Президента Осеннего Салона Франца Журдена, и Сергеем Дягилевым, насколько возможно полно представила русское искусство в разных областях художественного творчества. Это был первый русский проект Дягилева во Франции. К выставке был издан специальный каталог. В 12 залах Гран Пале, оформленных Львом Бакстом, было выставлено 750 произведений 52 современных художников, 35 икон, а также картины XVII и XVIII веков, отражающие тенденции своего времени. Такого во Франции еще не видели! Работам таких знаменитостей как Константин Сомов и Михаил Врубель было отведено по целому залу. Кузьма Петров-Водкин и Павел Кузнецов, приглашенные Дягилевым, участвовали в церемонии открытия. Признание, которое получили художники из России, разделили и те русские, что приехали во Францию ненадолго или давно обосновались в Париже, но не входили в официальную делегацию, сформированную Дягилевым. Среди них были художники Акимов, Эпштейн, Головков, Явленский (12 картин, написанных в Бретани), Кандинский (19 работ!), Павел Кузнецов, Мотинский, Никанор, Песке, Павил, а также скульпторы: Именитов, Крахт, Николадзе и Судьбинин (12 произведений). Жизненная сила русского искусства нашла свое особое выражение в области музыки. Открытая Осенним Салоном в 1905 году музыкальная секция отводила значительное место в своих программах русской музыке. На Осеннем Салоне звучала, в частности, музыка таких композиторов как: Бородин (первое исполнение Квартета для струнных), Лядов, Глазунов и Римский-Корсаков. Широкое знакомство с русской музыкой подготовило тот восторженный прием, который позднее встретили во Франции <<Русские балеты>>. Осенний Салон после выставки 1906 года становится по-особому привлекательным для русских художников авангарда, и в последующие годы мы видим среди его участников: Архипенко, Бакста, Баранова-Россине, Шагала, Эстер, Гончарову, Кандинского, Липшица, Сюрважа, Соню Терк-Делоне, Цадкина и, конечно, Машкова, которого называли <<русским Сезанном>>. Работы практически всех значительных художников русского авангарда появляются в Гран Пале на Елисейских полях. Вторая большая волна русского искусства достигает Парижа в 1912 году: Богуславская, братья Певзнер, Габо, Якулов, Шаршун, Бруни, Филонов, Орлов, Удальцова, Попова, Татлин, Васильев, и большинство из них выставляется на Осеннем Салоне! Впрочем, русские берут на себя и издание <<Суаре де Пари>>, журнала художественно-литературного авангарда, которым руководил Гийом Аполлинер. Именно здесь найдет отражение большинство эстетических концепций, которые еще многие десятилетия будут влиять на развитие искусства ХХ века. Появление русских художников на Монмартре укрепило интерес к новым веяниям во французском искусстве со стороны московских любителей живописи, и доказательством тому служат частые наезды в Париж Морозова и Щукина, крупных русских коллекционеров, которые, часто следуя советам торговца картинами Дюран-Рюэля, посещают Осенний Салон и <<отовариваются>> там. Щукин заказывает Матиссу картины Танец и Музыка, шедевры, которые были выставлены в 1910 году. А Морозов, купивший многие картины на Осеннем Салоне, занесен в список почетных членов Салона. Излишне даже говорить, что большинство произведений, купленных Морозовым и Щукиным на выставках Осеннего Салона, сегодня являются одними из самых ценных экспонатов Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. То место, которое они занимают в экспозиции музеев, свидетельствует об уважительном и, порой, восторженном отношении к их создателям. Другим значительным результатом сотрудничества Осеннего Салона с русскими художниками была организация в 1908, 1909 и 1910 годах в Москве выставок <<Золотое руно>>. Над их созданием и проведением работал Александр Мерсеро, поэт и искусствовед, член Комитета Осеннего Салона. Зрители увидели работы Матисса, Руо, Руссо, Ван Донгена, Вламинка, Брака и других французских и русских художников, принадлежавших к самым современным течениям в живописи. В 1910 году художники-бунтари, русские наследники Матисса, открывают в Москве выставку <<Бубновый валет>> и обращаются к Мерсеро с просьбой пригласить кубистов и фовистов, организуя, таким образом, встречу русских и французских авангардистов. Приехавших из Франции: Матисса, Пикассо, Леже, Глеза, Лефоконье, Делоне, Лота, Гри, Греза принимали русские художники: Бурлюк, Фальк, Кандинский, Кончаловский, Куприн, Ларионов, Лентулов, Машков, Малевич, Попова.
Для русских фовизм был гораздо ближе и понятнее, чем кубизм. Со временем они стремились освободиться от влияния западного искусства, провозглашая свою близость к национальным художественным ценностям. Представляется, что ничто не может разорвать крепкие связи, сложившиеся между художниками двух стран, разрушить мост взаимопонимания, построенный благодаря Осеннему Салону. Ни Первая Мировая война, ни Октябрьская социалистическая революция не смогли оборвать эти связи. Между двумя войнами и в Париже, и в Москве прошли многочисленные выставки, а в 1991 году Центром Жоржа Помпиду была организована замечательная выставка-ретроспектива <<Париж-Москва 1900-1930>>, которая подвела первые итоги тех героических лет, когда выковывалось <<художническое братство>>, творчески обогащающее обе стороны. В последнее время Осенний Салон устраивал выставки в Германии, Австрии, Польше, Японии, Китае, Испании и Египте. Никогда не забывая о том, что связывает художников Франции и Великой России, Осенний салон через сто с лишним лет после эпохальной выставки 1906 года, открывает свои двери в России. Это большая радость и честь - быть приглашенным в российскую столицу. Художники, скульпторы, музыканты, архитекторы, литераторы, дизайнеры из Франции и других стран - все те, кто составляет интернациональное творческое содружество Осеннего Салона -- благодарят за приглашение в Москву. И пусть никогда не кончается праздник!
Президент Осеннего Салона Ноэль Коре Писатель и искусствовед
|