www.trubnikova.com представляет
Уважаемые коллеги! Представляем Вашему вниманию информацию о спектаклях Мастерской Олега Кудряшова. Просим поддержать талантливых актеров!
Афиша: 6 ноября - <<Царь Эдип>>, ТЦ <<На Страстном>>, фойе-кафе: м.Пушкинская, Страстной бульвар, д. 8а 7 ноября - <<Царь Эдип>>, ТЦ <<На Страстном>>, фойе-кафе: м.Пушкинская, Страстной бульвар, д. 8а 9 ноября История Мамонта
Ссылки на видео:
<<Мастерскую Олега Кудряшова мы считаем одной из лучших и интереснейших мастерских Российской академии театрального искусства, -- сказал РИА Новости руководитель театрального центра Михаил Пушкин. -- Это самая гармоничная мастерская, где действительно готовят будущих звезд, владеющих одинаково прекрасно и искусством драматического артиста, и пластикой, и вокалом>>.
Наталья Каминская http://www.newstube.ru/media/nataliya-kaminskaya-o-festivale-olega-kudryashova,
Открытие театрального сезона2009 http://www.newstube.ru/media/festival%27-ot-masterskoj-olega-kudryashova
ВГИК-ТВ http://www.youtube.com/watch?v=_qqvdRwR2VU&feature=related
Мамонт http://www.youtube.com/watch?v=N-mmA0zQxNM&feature=related, http://www.youtube.com/watch?v=pL4-27je9u8
Униженные и оскорбленные http://www.youtube.com/watch?v=i2AFcJx8qF0&feature=related http://www.newstube.ru/media/unizhennye-i-oskorblennye-otkryli-sezon
Печальная история одной пары http://www.youtube.com/watch?v=QB6AHn0aPYU&feature=related два танца http://www.youtube.com/watch?v=qHyK9JHe1hA&feature=related вальс http://www.youtube.com/watch?v=HOYNB9RoT04&feature=related
Концерт ансамблевого пения http://www.youtube.com/watch?v=Ewg8rprjYWg&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=suU1Qdf2UOw&feature=related
Станционный смотритель http://www.youtube.com/watch?v=Vde8tX65L8k&feature=related http://www.youtube.com/watch?v=7owCzjm4j34&feature=related
Эдип http://www.youtube.com/watch?v=FJwKKERx_zk&feature=related
Печальная история одной пары Олег Глушков славится проникновенными постановками, где в танце заложена основная драматургия. С нынешними студентами Мастерской Олега Кудряшова хореограф ставит спектакль в стиле contemporary dance, где основным действующим лицом будет музыка.
Продолжительность: 2 часа с 1 антрактом
режиссер Олег Глушков
В спектакле танцуют: актер Артём Цуканов, Рустам Ахмадеев, Марина Ворожищева, Кирилл Вытоптов, Александр Горелов, Яна Гурьянова, Григорий Добрыгин, Макар Запорожский, Дмитрий Захаров, Туфан Имамутдинов, Егор Корешков, Полина Лазарева, Ирина Латушко, Надежда Лумпова, Евгений Матвеев, Елена Махова, Серафима Огарева, Ксения Орлова, Андрей Сиротин, Екатерина Смирнова, Илья Соболев, Инна Сухорецкая, Александр Алябьев <<В пластическом решении Олега Глушкова, одного из лучших хореографов, работающих преимущественно с драматическими артистами практически нет явных фольклорных мотивов, хотя, казалось бы, к тому располагает не только музыкальная основа действа, но и антураж: парни и девушки на сене... Тем более нет псевдоэтнического ,,колорита``, но в то же время есть некая неброская, невызывающего характера конкретика. Персонажи ,,Печальной истории`` -- обычные девушки и парни, но в большей или меньшей степени наши современники. Парни -- в пиджаках -- простеньких, из карманов нагрудных у кого-то сено торчит, но в остальном -- люди как люди, без соотнесения с определенной эпохой или местностью...>> Арлекин <<Истории, подслушанные в чужом ipod>> . Здесь всё иначе - и сам танец совсем другой, и актёры уже в современных одеждах, и истории другие, и музыка - современная и узнаваемая. Тут уж какие-то чудеса пластики открылись. Даже не знаю, какой момент - любимый. То ли <<поединок>> Серафимы и Макара, то ли Танго, то ли Александр Горелов с тремя девушками. А разве можно не вспомнить, как <<жгли>> Горелов и Алябьев! Ах! Какие же все замечательные! И потом, после спектакля, вспоминаешь, пересматриваешь фрагменты, выложенные на ютубе, и долго тянется это ощущение от постановки. А потом, когда оно отступает... вот тогда хочется ещё. А если перебирать в памяти, так и вовсе плохо - хочется увидеть снова, снова прочувствовать всё это! Решила, что теперь буду на все <<Истории>> ходить. Пока не надоест (но я уверена, такого не будет). Это такой глоток кислорода... Маргарита Поймакова Мамонт
<<Откровенно говоря, преподаватели -- это единственная профессия, представители которой преподают нашим детям>> -- Джордж Буш-младший <<Это мы - опилки>> -- Станислав Лем
Действие спектакля по роману современного писателя Алексея Иванова <<Географ глобус пропил>> происходит в начале 90-х -- эпохе, когда советская действительность ещё не совсем разрушилась, а капитализм только начинал набирать обороты. Период исторического безвременья показан глазами девятиклассников из провинциальной школы и их учителя, недавнего студента. Актёры не изображают подростков, а превращаются в них, весело и беззаботно впадая на 3 часа в детство, вспоминая самих себя, какими они были 5 лет назад. Ведь главное здесь -- всё-таки не конкретный временной промежуток, а определённый возраст, когда все сходили с ума и делали всё, что хотели, не зная перед собой никаких преград. Молодой учитель ничем не отличается от своих учеников, и прожигает жизнь вместе с ними, только в конце осознавая, что юность-то уже прошла и оставаясь наедине с пугающе неизвестным будущим. Спектакль вызывает в памяти позднесоветское кино, а школьные эпизоды близки по духу старому <<Ералашу>>. На сцене появляются давно вышедшие из обихода предметы, вроде сетчатых сумок для яиц и дребезжащей стиральной машины с резиновыми шлангами. С их помощью воскресает мир, давно нами потерянный, но при всех своих проблемах и неувязках заключавший в себе неизъяснимую прелесть. Продолжительность: 3 часа 30 минут с 1 антрактом Цена билетов: от 500 до 1000 руб.
Режиссер-педагог Екатерина Гранитова Ассистент режиссера Ольга Лапина, Надежда Лумпова
Художник по свету Евгений Виноградов Свет Кирилл Вытоптов Художник Елена Ярочкина Балетмейстер Олег Глушков Звук Елена Махова, Ксения Орлова Музыкальный руководитель Григорий Ауэрбах Действующие лица и исполнители: Виктор Сергеевич Служкин Андрей Сиротин
Надя, его жена Ирина Латушко
Ученики Служкина Люся Митрофанова Яна Гурьянова
Овечкин (Овчина) Макар Запорожский
Бармин (Борман) Артём Цуканов
Маша Большакова Полина Лазарева
Деменев (Демон) Егор Корешков
Градусов (Градусник) Рустам Ахмадеев
Чебыкин (Чеба) Александр Алябьев
Тютин (Жертва) Илья Соболев
Одноклассники Будкин Евгений Матвеев
Наташа Веткина (Ветка) Елена Махова, Ксения Орлова
Сашенька Рунева Серафима Огарева
Учительница Чекасина (Чекушка) Надежда Лумпова
Лена Анфимова Марина Ворожищева
Вова Колесников (Колесо) Александр Горелов
От автора Дмитрий Захаров
Завуч Роза Борисовна Ольга Лапина, Екатерина Смирнова Директор школы Антон Антонович Тимофей Сополев, Александр Горелов Хулиган на реке Александр Горелов
Музыканты Яна Гурьянова, Дмитрий Захаров, Егор Корешков
Плохие парни на вокзале Кирилл Вытоптов, Александр Горелов, Никита Кобелев, Евгений Матвеев
Ссылки: Елена Карась Ольга Галахова http://www.smotr.ru/2009/2009_kudr_mamont.htm
Николай Берман http://www.alexandrinsky.ru/magazine/rubrics/rubrics_348.html
пронзительную печаль этого понимания играет Андрей Сиротин. 01.12.2009 Елена Груева, 30 ноября 2009 www.TimeOut.ru Чаще всего -- и слава богу. Выставка-продажа молодых дарований иногда бывает мила, иногда обещает зарождение новой театральной компании. Но чтобы вот так, чтобы вдруг выразилось лицо поколения -- случаев по пальцам перечесть. <<Историю мамонта>> Мастерской Кудряшова нельзя пропускать. Дело не в новом режиссерском языке. Екатерина Гранитова не пытается удивить постановочными эффектами. Все узнаваемо: довольно точное следование структуре романа Алексея Иванова <<Географ глобус пропил>>, моментальное преображение пространства из тесной кухни в школьный класс или бурный речной порог, когда сами артисты просто передвигают столы и выносят на сцену пару характерных деталей.
была любовь, а теперь ремонт 18.09.2009 Дина ГОДЕР, 16 сентября 2009 www.vremya.ru <<Мамонт>> получился настоящим хитом. Все начинается с музыки, с расслабленного, с каким-то блюзовым оттенком мотивчика, который наигрывают студенты (ученики Кудряшова славятся умением играть на всевозможных инструментах), с песни Мамонова, которая сразу задала тон: <<Я так люблю бумажные цветы./ Я так хочу, чтоб голая ходила ты, /Пьяная ходила ты...ты...ты...>> -- хрипловато и насмешливо пел главный герой -- Виктор Сергеевич Служкин, тот самый учитель географии, который <<глобус пропил>>. Впрочем, то, что именно он станет главным героем, в начале еще было неясно, а потом пошли уже какие-то школьные воспоминания о 80-х, день смерти Брежнева, старые школьные формы, траурная линейка, на которой учительнице вместо кассеты с траурным маршем подсунули <<Феличиту>> и далее по известному тексту Иванова. Ностальгические школьные истории -- всегда идеальный материал для студенческих спектаклей, повод для милого дуракаваляния, возможность всем вместе захватить зал буйной молодой энергией, а каждому -- блеснуть фантазией, сыграв десяток крошечных ролей от старой училки до брутального двоечника, для которых можно насочинять себе забавную, узнаваемую пластику и манеру говорить. Тут так все и было -- легко, живо, смешно, точно. Вроде бы все расклады понятны: вот отличница, вот разбитная оторва, вот дурачок, вот наглый, потом перевоспитавшийся гопник, злобная мымра завуч и так далее, но получилось как-то незатерто, славно, с юмором. Да еще с воображением: попробуйте-ка из очень нехитрого подбора предметов, какой обычно бывает у дипломных спектаклей, сочинить не только сцены в школе, квартире и на пермской окраине, но большую историю с походом, разбушевавшейся Камой и крушением катамарана, со случайной стоянкой в опустевших лагерных бараках. Гранитовой хватило изобретательности и вкуса собрать спектакль так, чтобы благодатный для студентов материал не распоясался до состояния капустника. Она сделала ставку не на беспроигрышный коллективный студенческий драйв (хотя его тут хватает), а на историю одинокого героя ивановского романа, на актера, который, три с лишним часа не сходя со сцены, превращает водоворот молодого веселья в нежный и печальный спектакль, не обещающий счастья. Андрей Сиротин играет ироничного обалдуя-неудачника, выпускника биофака, от безденежья сделавшегося учителем, небритого любителя выпить, с тоскливым взглядом и бесконечными шуточками, человека мягкого и уступчивого, но тем не менее имеющего проблемы со всеми вокруг: с усталой и раздраженной женой, сволочным начальством, неуправляемыми девятиклассниками, бесцеремонными друзьями, агрессивной шпаной и прочим миром, не желающим его принимать таким, как есть. Вся тонкость, полутона, нюансы этого спектакля идут именно от того, как играет Сиротин, паясничающий, чтобы скрыть отчаяние и неловкость, когда женщины используют и отвергают его, а приятели и начальство -- унижают, временами впадающий в апатию и валяющийся с гитарой, распевая Налича и Мамонова, чьи <<Темный Му>>, <<Стану хорошим>> и <<У нас была любовь, а теперь ремонт>>, много объясняют про школьного географа Виктора Сергеевича Служкина. У этого спектакля верный тон и легкое дыхание во многом благодаря именно главному герою. Очень обаятельный, но все равно не любимый женщинами, нелепый и смешной, поэт и наблюдатель за жизнью, он вызывает в памяти многих важных персонажей русской драматургии ХХ века, от Чехова до Вампилова. Прошлому курсу <<кудряшей>>, прославившемуся отличными дипломными спектаклями, а потом <<Шведской спичкой>>, новые выпускники Олега Кудряшова не проигрывают. Напротив, удачно их дополняют: в той команде не было таких героев, как рефлексирующий, нервный Андрей Сиротин или победоносный и насмешливый Евгений Матвеев, в <<Истории мамонта>> играющий удачливого Будкина, плейбоя и друга главного героя. Вот бы хороший сложился из этих двух ярких курсов театр. Впрочем, для того, чтобы говорить о театре, кроме нового сильного поколения актеров, которое за последние несколько лет уже определенно появилось, нужно и новое поколение режиссуры, которого пока не видно. Подождем, пока проявят себя ученики Кудряшова -- режиссеры или <<женовачи>>, выпустившиеся в том же РАТИ год назад, а теперь готовящие целую серию постановок в Молодежном театре. Будем держать пальцы, чтобы у них все получилось, а пока можно сходить на <<Историю мамонта>> -- в следующий раз ее обещают сыграть <<На Страстном>> в середине октября.
в поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?.. 05.02.2010 Марина Квасницкая, 19 января 2010 www.gogol.ru Кажется, театр занялся глобальным исследованием жанра трагедии: его границ, возможностей, палитры красок. Как трансформируется этот жанр в эпоху, когда драматические события в реальной жизни страны происходят перманентно? Когда они по характеру похожи не на атомный взрыв, а на губительное воздействие радиации - медленно, незаметно, но целенаправленно. Современная трагедия - тихая, пугающая не сиюминутными событиями, а направленностью на разрушения. Распадается цельная личность, семья. И это не менее страшно, чем глобальные катаклизмы. Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты <<Дом актера>>, для РИА Новости. Мне кажется, что в этом дипломном спектакле прорисовывается лицо нового поколения. Дело не в новом режиссерском языке. Екатерина Гранитова не пытается удивить постановочными эффектами. Литературная основа тоже уже не нова. Роман Алексея Иванова <<Географ глобус пропил>> симпатичный, конечно, но вполне традиционный, да и написан о начале 90-х. Но и проза, и режиссура дали возможность ребятам рассказать историю от первого лица. И это-то лицо -- новое. Интонации, ритмы, пластика -- новые. А <<Кудряши>> (как уже принято называть учеников мастерской профессора Олега Кудряшова) -- актеры универсальные, они поют, танцуют, играют на самых разных инструментах профессионально. Именно это их мастерство позволяет им вести спектакль как мелодию сегодняшнего дня. Задает мелодию, безусловно, играющий главную роль учителя географии Служкина Андрей Сиротин. Елена Груева 20 ноября 2009 Униженные и оскорблённые. 6-часовой спектакль -- самый длинный в ГИТИСе за последнее десятилетие, а возможно и за всю его историю. Светлана Землякова поставила Достоевского без достоевщины. Здесь нет крайностей, почти неизбежных при интерпретации писателя -- ни голого, наотмашь бьющего по голове надрыва, ни сентиментального пафоса. Актёры не повышают чрезмерно голос, крики превращают в шёпот, усиливая тем самым их воздействие. Надрыв Достоевского не исчезает вообще, но существует исподволь, прорываясь наружу вспышками, в лихорадочных выкриках Нелли или почти припадочном смехе Наташи. Актёры чуть отстраняются от своих персонажей, относясь к ним с нежной иронией. Образы Достоевского становятся остро характерными, иногда почти гротескными. Все они кажутся плодом воображения главного героя Ивана Петровича. Персонажи призраками возникают из его памяти и вновь уходят в небытие. А он вызывает их к жизни снова и снова, вытряхивая из белого мешка ворох помятых бумажек -- всё, что осталось от прошлого.
Цена билетов: от 500 руб. Часть I. Наташа
Режиссер-педагог Светлана Землякова Художник по свету Евгений Виноградов Свет Туфан Имамутдинов Графика Ксения Орлова Помощники режиссера Инна Сухорецкая, Никита Кобелев Действующие лица и исполнители: Иван Петрович Макар Запорожский
Ихменев Николай Сергеевич Александр Горелов
Ихменева Анна Андреевна Инна Сухорецкая Ихменева Наташа их дочь Серафима Огарева
Князь Валковский Петр Александрович Евгений Матвеев
Валковский Алексей сын князя Илья Соболев
Катерина Фёдоровна Марина Ворожищева
Мавра Екатерина Смирнова
Матрёна Ирина Латушко
Мадам Альбер Екатерина Смирнова
Французский чиновник Рустам Ахмадеев
Нищенки Ирина Латушко, Надежда Лумпова
Музыканты Аккордеон Дмитрий Захаров
Гитара Егор Корешков
Домра Андрей Сиротин
Фортепиано Екатерина Смирнова
Часть II. Нелли Иван Петрович Макар Запорожский
Нелли Надежда Лумпова
Смит Егор Корешков
Мама Нелли Ирина Латушко
Маслобоев Артём Цуканов
Александра Семеновна Полина Лазарева
Бубнова Екатерина Смирнова
Федосья Титишина Яна Гурьянова
Архипов Дмитрий Захаров
Сизобрюхов Александр Алябьев
Гробовщица Елена Махова
Житель двора из коробки Григорий Добрыгин
Житель двора из коробки Денис Никитин Доктор Андрей Сиротин
Князь Валковский Петр Александрович Евгений Матвеев
Ихменев Николай Сергеевич Александр Горелов
Ихменева Анна Андреевна Инна Сухорецкая Ихменева Наташа их дочь Серафима Огарева
Немцы в кондитерской Александр Алябьев, Рустам Ахмадеев, Дмитрий Захаров, Андрей Сиротин, Артём Цуканов
Музыканты Аккордеон Дмитрий Захаров
Гитара Александр Горелов
Домра Илья Соболев
Фортепиано Екатерина Смирнова
Ссылки: Театр-жизнь. Явные смыслы. http://old.cw.ru/times/articles/131277/ http://www.newstube.ru/media/po-motivam-unizhennyx-i-oskorblennyx
<<Независимая газета>> Спектакль дорожит своим качеством студенческого. В тесном зале мест на 60 умещаются человек 100. И без того минимально приподнятая сцена максимально способствует разрушению четвертой стены. Актеры словно не Достоевского, а в Достоевского играют. Зашли в аудиторию, нашли себе из подбора костюмы и начали тут же с места играть. Несколько лестниц на сцене укажут и на петербургские трущобы, и на съемные квартиры, путь к которым непросто преодолеть таким, как князь Валковский. Сели на лестницу -- поехали на извозчике. Узкое окно подобно пустой раме к картине выставят в центре зала: из него на дождливый и печальный Петербург будет смотреть повествователь Иван Петрович (Макар Запорожский), сирота Нелли (Надежда Лумпова) пугливо заглядывать в жизнь улицы, от которой она ожидает только зла. Натянули белое покрывало -- получился и стол перед прощанием с семейством Ихменевых, и прощальное ложе для умирающей Нелли.
После первой части может возникнуть вопрос, а чем, собственно, унижены униженные и оскорбленные? Наташа Ихменева Серафимы Огаревой оказалась в этом положении исключительно по своей воле. Тут, как Фамусов, можно воскликнуть: <<А все французские романы!>> -- с той лишь разницей, что Наташа находится вод влиянием почти бульварной мелодрамы с португальскими страстями, в центре которых жгучий герой Альфонс. Она и любящий ее Иван Петрович не раз с юмором вспомнят про эти литературные предпочтения Наташи. Ведь даже не Шиллер моделирует ее поведение, а какой-то дешевый литературный мусор под стать бразильскому сериалу. Но жизнь развивается не по законам мелодрамы, которой так страстно хочется Наташе. Чего стоит блистательно сыгранная сцена, в которой князь Валковский Евгения Матвеева является на квартиру Наташи, чтобы разыграть вот этого самого сериального благородного отца. Втайне он цинично надсмехается над всем этим дурацким романтизмом, Алешиными пасторалями. Наташа в фате, отец жениха с внешностью Арбенина и сущностью Свидригайлова дает благословение -- они состязаются в выдуманном фальшивом, пусть по разным причинам, благородстве настолько, что Иван Петрович начинает лаять. Другое дело, что Наташа в конце концов находит силы принять жизнь, превращаясь после перенесенных страданий почти в тень. И на смену книжной экзальтации приходит мудрость жизненного смирения и слуха на простую жизнь уже без португальского Альфонса, что сыграно студенткой пронзительно и деликатно.
Размышление об униженных и оскорбленных идет во второй части. Девочку-подростка, больную падучей, играет Надежда Лумпова. Многое здесь сыграно -- и взрослый ребенок, бывающий злым, даже диким и темным. Она не диккенсовская сирота. Ей бы в куклы играть, а на нее надевают кружевные чулки, чтобы уложить под клиента. Если появляется мужчина, то она боится его как низкого сладострастного соблазнителя. Ведь поначалу этот зверек именно так смотрит на Ивана Петровича. Если появляется женщина, то опять же не жди ничего хорошего -- заберут, как попробовала Бубнова, в притон. И любовь к Ване, зародившаяся в этом существе в синем ситцевом платьице и потертых ботиночках, срывается на капризную злобу. Она уже знает, как не надо жить, ненавидя всеми своими силеночками этот мир, но не понимает, как надо. И вместе с тем эта Нелли и святая, готовая идти на Голгофу ради Ивана Петровича, ради Наташи. Она с удивлением узнает, что мир разный, она открывает в себе способность не только ненавидеть, но и любить. И так ненавидеть, и так любить не готово детское сердце, надорванное в битве с низкой жизнью. Нелли умирает в Страстную неделю -- сумевшая полюбить, но не сумевшая простить, с застывшими на устах, как и ее несчастная мать, проклятиями отцу, несогласная с тем, что так страдала ее мамаша. Ольга Галахова, 12.01.2009
В воскресенье пересматривала <<Униженных и оскорблённых>> (ну вы поняли, тоже кудряшей). Назвала с собой людей, весь вечер отвечала на приветствия - наверное, ползала знакомых! Но, что приятно и здорово, так это то, что никто не остался разочарован. Думаю, курс обрёл новых поклонников. Впечатления от спектакля изменилось во многом, но только в лучшую сторону. Поняла то, чего не поняла в первый раз. Да и что уж, понятное дело, со временем спектакль меняется. Но в какой-то момент мне показалось, что я видела что-то совсем иное в апреле. <<Наташа>>. С самого начала почувствовала это нарастающее восхищение проделанной работой. Такие полновесные образы. Родители Наташи (Александр Горелов и Инна Сухорецкая) - они ведь на самом деле родители, и чувства к дочери, и даже как будто возраст сыграны очень точно, и не усомняешься ни секунды. Наташу (Серафима Огарева), которая в первый раз не очень меня затронула, на этот раз я приняла, и, кажется, даже поняла в какой-то степени. Ваня (Макар Запорожский) - иначе я уже просто его не представляю. Трогательная Катя (Марина Ворожищева), яркий мерзкий тип Валковский (Евгений Матвеев), не лишённый, впрочем, своего специфического обаяния. А какая музыка! Во всех пониманиях: и сидящие в зале музыканты (гитара, аккордеон, домра, иногда - фортепиано), и голоса, создающие изумительное впечатление. Инна и Ирина поют так, что... что всё. Прекрасно поют. В какой-то момент будто бы звучит настоящий церковный хор, а это они сами, сами! Удивительные люди. Что самое удивительное, нет, не ударяются кудряши в эти <<страдания по Достоевскому>>, играют легко, но с такими интонациями бесподобными, что кажется, словно НЕЛЬЗЯ прочитать иначе. Финальная сцена, покоробившая меня в прошлый раз, на самом деле - это нечто! Да это же сумасшедший дом, право! Как я раньше-то смотрела?! <<Нелли>>. Вторая часть дополняет первую, так, что всё встаёт на свои места. Иногда эти две части идут не в один день: я бы не стала так смотреть. Шесть часов с кудряшами - совсем не тяжело, а, напротив, одно удовольствие. Мне кажется, вторая часть - более проникновенная, что ли. Поразительная Нелли (Надежда Лумпова). Маленькая, с детским личиком и детской манерой говорить, и одновременно - удивительно сильная актриса. Вся история Нелли была ею сыграна, от нищеты и болезни до несломленной гордости. Поразительно сыгранные отношения Ивана и Нелли, отношения Ивана и Наташи, отношения в семье Наташи. Все персонажи, даже самые маленькие, хороши. И Бубнова, и Смит, и немцы, и доктор. А Маслобоев какой! Вы послушайте, как он говорит - голос такой низкий и бархатный, да и сам харизматичен донельзя. А жена у него - красивая и добрая простенькая девушка, словно оппонирующая своему мужу своей скромностью и смиренностью. А финал всё-таки светлый. И хоть близится смерть Нелли, и Ваня уже в больнице и по всей видимости, скоро умрёт... всё равно светло. Потому что они примирились все с собой и с другими и себя не сломали. Пронзительный финал. Спасибо. Маргарита Поймакова
. Продолжение про <<Униженных и оскорбленных>> Светланы Земляковой.
Записки мечтателя.
Соединяет две части дилогии, две автономные сюжетные линии общий, сквозной персонаж (сшивает половинки как челнок), он же является и лицом от автора, рассказчиком. Главного героя зовут Ваня. Герой очень своеобразный, со своим особенным характером - страдательным, и со своей темой. В первой части (<<Наташа>> эта тема была очень заметна, спектакль был построен, как воспоминание. Герой не столько действует, сколько присутствует рядом, помогает. Иногда кажется, что присутствует незримо. Ваня, как автор, писатель, присутствует незримым свидетелем при самых важных даже интимных разговорах своих героев, причем герои естественно <<не видят>>, не замечают своего автора. Или по крайней мере нисколько его не стесняются и <<поверяют самые сокровенное>>, все тайные мысли и желания. А ведь это точный психологический портрет. Именно такого человека используют, как подушку или плечо (выплакаться), ведь даже самодостаточный Князь испытывает потребность в слушателе (зрителе), и ему хочется покрасоваться, пообнажаться, поделиться тем что внутри. И лучшего собеседника (жертву), чем созерцатель не найти. Всем помогает и Князю поможет (Ваня и князь - контрастная и взаимодополняющая пара, вуайер и эксгибиционист). И зрителю поможет. Актер с первых же слов находит верную доверительную интонацию, сразу располагает зрителя к разговору, хотя это был только монолог рассказчика, со спектакля выходишь с ощущением, что поговорил с очень хорошим человеком.
Все это наталкивает на очень интересное предположение, подкрепленное и режиссурой первого спектакля и актерской игрой. А не является ли все происходящее на сцене фантазией, плодами воспаленного романтического, сентиментального воображения больного юноши, который начитался Диккенса и представляет отрезок своей подлинной жизненной истории в образах преувеличенных и искаженных. Поэтому так неправдоподобно закручена интрига, поэтому персонажи так утрированы. Отсюда и контрастность, парность персонажей. Две героини, две соперницы Наташа и Катя противоположны не только внешне (блондинка и брюнетка), Серафима Огарева и Марина Ворожищева играют два контрастных характера, негативный и позитивный. Еще одна пара - Алеша и Ваня, счастливый соперник и несчастный страдалец, беззаботный Арлекин и печальный Пьеро. Вариация вечной, сказочной темы Ивана-царевича и Ивана-дурака.
Такое театрально сказочное представление свойственно молодому взгляду на жизнь, ведь рассказчик молод. Серьезное отношение к жизни просвечивает за шутками и выходит на первый план очень редко. Один из таких эпизодов завершает сюжет первого спектакля, Алеша и Катя уезжают, Ваня и Наташа остаются вдвоем.
Он стоит совсем близко возле нее и совсем близко к пониманию какой-то важной истины о себе и о своей жизни. Самый проникновенный эпизод мгновенно переводит облегченную человеческую комедию в подлинную драму. И сразу за трогательным разговором Вани и Наташи - возвращение в комическую стихию. Оттолкнувшись от фразы <<а не пойти ли мне в сумашедший дом>> спектакль заканчивается дивертисментом, что-то типа выходов на поклоны. Во время дивертисмента эксгибиционист все-таки распахивает свое пальто, под ним оказывается .. длинный галстук на голое тело. Между прочим, насмотренный зритель увидит здесь шутливый привет от нынешних кудряшей кудряшам предыдущего поколения, которые поразили театральную Москву игрой в пальто на голое тело с последующим обнажением в <<Троянках>>.
Во второй части тема писательства к сожалению уходит. Иванушка-мечтатель примеряет на себя другую роль, не созерцателя, а спутника, ведомого, роль доктора Ватсона при частном детективе (ведущем). Достоевский сделал просто блестящий набросок детективного жанра, к сожалению для спектакля, детектив остался на периферии сюжета. А то бы можно было в дополнение к <<комедийной>> первой части поставить <<детективную>> вторую.
В центре сюжета - девочка Нелли. Любовный многоугольник усложняется еще одним звеном (<<а Нелли любит Ваню>> , жаль только что этот дуэт не сложился. Здесь возвращается и бьет по спектаклю другим концом, проблема, органически присущая учебным спектаклям. Роли разновозрастных персонажей приходится играть ровесникам. В комедиях или условно-театральных работах проще - бороды клеют, очками маскируются, надевают маски, а в постановках реалистических, тем более романных, зрителю приходится на многое "закрывать глаза". К тому что пап-мам играют ровесники юношей-девушек уже как-то притерпелись, но здесь нужно было сыграть 12-летнюю девочку и возрастной барьер оказался преодолен только в самом финале. Финал - <<смерть Нелли>> - сделан условным, условность и помогла снять возрастное несоответсвие. Условность подготовлена появлением <<мертвых>> - мамаши и дедушки, они присутствовали среди живых, появляясь пунктиром на протяжении всей второй части.
Гиблое место.
Вторая тема романа и постановки - <<гиблое место>>. Тема рождается в первом спектакле из противопоставления деревенской идиллии (безмятежной юности в имении, на природе, в окружении любящих родных, у стола с самоваром) и основных событий, происходящих в городе. Зловещий, черный силуэт Петербурга на заднике - главный элемент сценографии. Во втором спектакле тема находит полноценное завершение, в первой были только <<цветочки>>. Это город мертвых, что во второй части особенно наглядно. Немцы - манекены (предлагают старику не горевать, что умерла собачка, из нее можно сделать чучело и она всегда будет рядом). Дальше - больше, появляются торговки человеческим телом и покупатели. Город потребляет детей, убивает живые чувства и распаляет извращенные, город губит героя чахоткой, нищетой.
В самом финале герои наконец то вырываются из города в пригород, накрывают длинную белую скатерть (визуальный антипод черной панораме Петербурга на заднике), происходит успокоение и примирение, но, как и в финале первой части, оказывается счастье было так возможно, но теперь уже поздно, Нелли умирает и отступает назад к черном заднику, где ее ждут мамаша и дедушка. * Tags:театр
- "Униженные и оскорбленные" Ф.Достоевского, часть 1, РАТИ, реж. С.Землякова ("Твой шанс" Ходить на студенческие спектакли, даже хваленые-перехваленые - всегда большой риск. Я зритель не восторженный и не самый благодарный, мне трудно воспринимать дипломные и курсовые постановки снисходительно, а если воспринимать их как мало-мальски профессиональные спектакли, большинство из них не выдержат никакой критики, потому так несчастлива судьба успешных, казалось бы, дипломных работ, включенных в афишу репертуарных театров (щукинской "Белой акации", например, а до нее - "Собаки на сене" . В данном случае я рисковал вдвойне, потому что только страшным усилием воли мне удалось заставить себя отказаться пойти на прием в английское посольство, куда меня накануне позвала Лена Ханга. Я, в свою очередь, позвал ее с собой в центр "На Страстном", но она тоже уже обещала пойти туда - приехал какой-то якобы знаменитый писатель и в честь него устраивается торжественное мероприятие, отказываться поздно и неудобно. В общем, мы договорились, что каждый пойдет заранее намеченным маршрутом, а впечатления сверим позже.
Мое впечатление от "Униженных и оскорбленных" (РАТИ-ГИТИС, режиссерский факультет, курс Олега Кудряшова) - даже не восторг, а скорее изумление, поскольку никаких скидок на полуофициальный, студенческий статус постановки не требуется, да и по самым строгим меркам это не просто полноценный спектакль, это очень удачный, да что там, блестящий спектакль, не нуждающийся ни в каких доработках, который мог бы украсить репертуар любого из успешных московских театров, причем мне на ум в первую очередь пришла Мастерская Фоменко - что-то есть между ними общего и по духу, и по настроению, и по конкретным особенностям режиссерского решения и художественного оформления, по невероятной точности и многообразию оттенков интонаций, по пресловутой "легкости", хотя за ней - Достоевский во всей его полноте. Ощущения можно сравнить с теми, что возникали при первых спектаклях "женовачей" из будущей СТИ: готовый театр!
В немудреной, но любопытной и требущей хорошей пластической выучки сценографической конструкции из разнокалиберных лестниц, штанкет и водосточных труб актеры-студенты чувствуют себя, как рыбы в воде. Но за внешними, техническими, пластическими находками ни на минуту не теряется суть: спектакль абсолютно внятный по сюжету (для чего, естественно, пришлось кое-что из романа вычистить и спрямить - но сделано это тонко, придраться не к чему) и по мысли. Вообще по умению внимательно читать текст "ученические" (как бы) "Униженные и оскорбленные" - образец, на который стоило бы равняться режиссерам-старперам, сидящих в креслах худруков академических театров (я уж не говорю про какого-нибудь Еремина). Роман разбит на две сюжетные линии, выделенные в самостоятельные части спектакля, идущие в два вечера - я смотрел только первую, посвященную Наташе Ихменевой, влюбленной в княжеского сына Алешу, отец которого выиграл суд у отца Наташи и способен его разорить, а повествование ведется от лица давнего, еще с времен общего провинциального детства, воздыхателя Наташи Ивана Петровича. Макар Запорожский (династия) играет его с безупречным профессионализмом (лейтмотив его роли - реплика "Наташа, воротись!", в начале спектакля он выкрикивает ее, передвигаясь над сценой, цепляясь руками за штанкету), но выделять из ансамбля его можно лишь постольку, поскольку он - рассказчик. Однако его партнеры работают на том же уровне: Илья Соболев (Алеша), Серафима Огарева (Наташа), Марина Ворожищева (Катя, невеста Алеши, сосватанная ему отцом), Евгений Матвеев (князь Петр Александрович). Матвееву сложнее, чем другим: все остальные главные герои - ровесники исполнителей, тогда как князь - человек зрелый и опытный. Но Матвеев не играет возраст, он играет характер, и делает это великолепно. Впрочем, и роли второго плана не менее яркие: от матери Наташи, Анны Андреевны (Инна Сухорецкая, она же помощник режиссера спектакля, в одном из эпизодов появляется на пуантах - и это замечательная находка, очень точно соответствующая "возвышенному", но "подчиненному" характеру ее героини) до горничной Мавры, очень смешно вскрикивающей и в самые неподходящие моменты выплескивающей помои из тазика (Ирина Латушко), мадам Альбер, присматривающей за Катей и играющей упоминаемый ею Третий концерт Бетховена (Екатерина Смирнова) и даже сумасшедшего парижского чиновника-эксгибициониста из рассказа князя Петра Александровича (Рустам Ахмадеев).
Что самое удивительное - при всей точности и тонкости работы с литературным материалом спектакль совсем не тяжеловесный, не нудный и полностью лишен проповеднического пафоса, морализаторства, наооборот, в нем много юмора, самоиронии. Однако даже своего рода "вставные номера" - песня нищенок в первом действии (Ирина Латушко и Надежда Лумпова) или явление во плоти сумасшедшего француза во втором - органично вписаны в общей контекст и совсем не производят впечатления необязательных фрагментов, они лишь вносят в действие дополнительную краску, придают ему остроты - но тесно связаны с идеями и сюжетными мотивами романа. Идеальное чувство меры и вкуса не позволило бы превратить инсценировку в каскад цирковых номеров - партитура постановки в этом отношении выстроена велик
|